Вы научили вашего малыша складывать и вычитать в пределах 10 или 20. Теперь — практика: ежедневный устный счет, сначала при помощи палочек или пальцев, потом — в уме.

А малышам, этим шустрым исследователям вселенной, вовсе не хочется изо дня в день решать нудные однообразные примеры. Маленький человек жаждет познания нового, жадно стремится отодвинуть все дальше от себя границы окружающего мира.

Поиграйте с вашими детьми — расскажите им математическую сказку, в которой слушатели-малыши превратятся в ваших соавторов. Чтобы помочь героям пройти волшебные испытания и дойти до счастливого конца сказки — придется потрудиться: считать, складывать и вычитать.

Сказка про девочку Аню начинается с того, что она ушла из дома, потому что была непослушной.

В виду своего характера непослушная девочка Аня направилась прямиком в лес. Сначала лес был светлым и приветливым. Ее встречали и кланялись ей тонкие невысокие березки с кудрявыми листьями. Затем добрый лес кончился — начался злой: с темными высокими деревьями, дубами, соснами и елками.

— Стой, не ходи туда, — предупредили Аню березки. — К Бабе -яге попадешь. Но Аня их не послушалась и отправилась дальше. Вот видит: стоят три дуба и три осины, между собой спорят.

Крикнула им Аня: «Подскажите мне дорогу к Бабе-Яге!» Замолчали деревья и посмотрели на Аню. Самый важный дуб говорит девочке: «А ты сосчитай, девочка, сколько тут нас, дубов и осин».

(Ваш ребенок, соответственно, решает, сколько будет 3+3)

Если слушатель помог Ане решить задачу, сказка продолжается. Дуб может дать Ане волшебный желудь, знающий дорогу, а может просто показать дорогу к домику старушки. По дороге Ане могут встретится:

  • Деревья, рассаженные по разным сторонам тропинки, желающие узнать, сколько же их всего;
  • Сад с плодовыми деревьями. Груша и яблоня спорят, чего больше: яблок или груш. На трех ветках грушевого дерева 4, 5 и 6 груш, на двух ветках яблони 7 и 8 яблок. Помоги Ане посчитать груши и яблоки. Сравни их количество. После такой помощи плодовые деревья несомненно угостят Аню своими чудесными фруктами.
  • Змей Горыныч, потерявший головы. Он знает, что было их 12, а осталось 3. Сколько же надо найти? Если Аня при помощи вашего слушателя помогла Змею Горынычу найти головы, пусть он отнесет на себе девочку к Бабе-Яге.

Аня несомненно должна вернуться домой и сделать некое благое дело, например, спасти из томящихся в плену у Бабы-Ежки заколдованных зайчиков или ежиков. Пусть Баба-Яга заставит Аню считать серых и белых гусей лебедей, черных и белых мышат, букашек и таракашек.

Спасенные Зайчик, Ежик и Медвежонок проводят Аню в добрый лес, а там и до дома недалеко.

«Вот видишь, — скажите вы своему малышу, — если бы ты не помог Ане складывать яблоки и груши, дубы и елки, она навряд ли бы вернулась домой. Скорее бы заблудилась в лесу или стала ужином Бабы-Яги». Малыш будет очень доволен значимостью персонального участия в сказке.

Сказка про Аню всего лишь пример, по которому можно создавать подобные занимательные истории каждый день. Вашими героями могут стать не только девочки, но и мальчики, любимые игрушки, ближайшие родственники и друзья, да и сам малыш. Отправляться путешествовать необязательно в лес. Можно слетать на луну, побывать в гостях у деда Мороза, пересечь мировой океан. Словом, делать все, что захочется, а заодно считать, складывать и вычитать.

Бутрова Елена Юрьевна